Во всех народных эпосах и сказках Ворон помогает и  приносит герою или героине в своем клюве Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти.  Как правило, эта птица носит звание ВЕЩЕГО ВОРОНА, то есть вещающего  и ведающего.

Ворон иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. А иногда в образе Ворона Вороновича он то похищает сестру или мать героя, то вступает с ним в смертный бой, то становится верным другом, то блюдет законы рода.

Таким образом, Ворон является олицетворением Вселенского равновесия сил и диалектики бытия. Он не плохой и не хороший, он исполнитель воли Высших Сил. Он хранитель Живой и Мертвой воды, у него есть мудрость и право распоряжаться этим сокровищем.

К сожалению, согласно поздней западно-европейской традиции, в нашем сознании укоренился образ Ворона, как символа темных сил.

В более раннем устном творчестве у всех народов Земли было особое почтительное отношение к этой благородной птице. ВОРОН - птица Вещая, верный спутник Бога-Управителя. Он сопровождает Души умерших до Врат в Загробный мир и сообщает о том, каких целей они достигли в своем Духовном и Душевном развитии и в выполнении Жизненного предназначения. Эта роль Ворона вызывает не только почтение, но и мистический страх, так как Ворон непосредственно ассоциируется со смертью и с потусторонним миром, а так же с ответственностью перед Высшими Силами за итоги своего человеческого бытия.

Еще одна роль Ворона заключалась в том, что Боги могли направить его к Душе умершего человека. Ворон - хранитель Живой и Мертвой воды, дает возможность Душе умершего вернуться в свое собственное тело, дабы человек, вернувшись в Мир Яви, мог завершить свое незаконченное дело или посвятить свою жизнь какой-либо определенной миссии. В наше время про такого человека говорят: "Он пережил клиническую смерть" или "Он вернулся с того света". После такого возвращения человек, как правило меняет свой образ жизни. Ворон является вестником Кощного Бога. Каркая над домом, где живут не по Прави, он указывал людям на то, что здесь отклонились от соблюдения законов Мироздания. Получается, Ворон, как диагност, считывал и указывал людям на нарушения правил жизни, а люди в слепоте своей не желали понять этого, но все же связывали последующие возмездие за содеянное с Вороном и говорили: "Накаркал!" Ворон - вестник, его задача указать людям на то, что надо обратить внимание на их поступки и мысли, измениться, пока есть время. Человек же, впав в невежество, обвиняет Ворона в наведении и привлечении печальных событий.

Так и события нашей жизни в этом году могут напугать нас, а могу указать нам направление в котором надо приложить свои усилия.

Ну а теперь о самом празднике "Воронец". Точной датировки у праздника нет. Ориентир направлен на территориально-климатические условия. В основном это даты 7 и 14 апреля.

В некоторых марийских деревнях все еще и в наши дни хозяйки в "Воронец" варят кашу, кладут её на сковороду и выносят во двор. Там переворачивают сковороду вверх дном, предварительно начищенным до блеска, чтобы сверкало на солнце. Проговаривают ритуалы, после чего сковорода убирается, и Воронов приглашают на трапезу.

Башкиры, по традиции каждую весну с прилетом грачей, отмечают праздник «Воронья каша». Историю этого гулянья уже почти никто не помнит. Однако сейчас, после введения «Закона о языках», в Башкирии с новой силой стали чтить культуру и традиции своего народа. Башкирская легенда гласит, что когда-то давным-давно эти птицы спасли людей от неминуемой смерти. С тех пор их принято чтить и уважать. Центральное место в празднике занимает та самая «воронья каша». Стол должен быть накрыт только национальными башкирскими блюдами. Это чак-чак, кумыс, творог, а еще обязательно должны быть мед и масло. После праздника остатки еды нужно оставить на земле для птиц. Это угощение – дар птицам в знак благодарности за спасенных когда-то людей.

У тюркских народов Ворон был священным тотемическим животным. Ворон в сказках и сказаниях представляется мудрым и добрым помощником человека. Вороны наделялись способностью внимать просьбам, предотвращать несчастья, голод, дарить дождь.

Празднуют "День Ворона" и все фино-угорские народы. Почитание Ворона широко распространено среди народов Севера и Северной Америки, что говорит о древней связи между их предками.

Ворон для народа ханты всегда был священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетел Ворон в наш северный край. Летал-летал, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собрался он с силами и каркнул во все горло. Полетело его звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны Ворону. С тех пор "Вороний день" является одним из самых почитаемых праздников на Ямальском Севере.

Ворон – символ жизни, вестник весны. Есть приметы, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое – то затяжная.

В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворон прилетел и подарки принес!» И действительно, на ветках березы уже висят связки калачей и баранок, символизирующих теплое весеннее Солнышко. А у чума выставлены скульптурные изображения добрых Духов, которых во время праздника угостят кровью жертвенного оленя. А остатки пищи отдадут Воронам. Принося в жертву Богам оленя, люди просят у них понимания, милости и благополучия. А Вороны донесут это послание до Богов.

Если у чума собралось много гостей – это большая честь для хозяина чума, главы семейства. Вороний день – это древний праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее.

В приготовлении пищи участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели – мужчины, к березе – женщины и просят благополучия своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), произнося пожелания самого наилучшего в жизни своим близким. Затем у мужского дерева закалывают оленя. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки свежей оленьей крови.

В ритуальной песне "Вороньего дня", записанной на реке Сосьве, есть такие слова: «С моим (Ворона) появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с опилками я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся! Сильные и умные мальчики пусть родятся!»

По верованиям ханты считается, что Ворон, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на древесных стружках, предназначенных для люльки ребенка. Таким образом он желает продолжения роду и здоровья детям на многие годы.

Поэтому в "Вороний день" принято менять в детских люльках древесные стружки, а старые бросать Ворону. Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании Священной птицы, которая пробудила природу и оповестила людей о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот – пусть родится больше здоровых детей, а важенки подарят хозяевам оленьего стада хороший приплод оленят.

В ирландских мифах Ворон считается символом плодородия, но также и покровителем воинов и символом жестоких битв. У Одина, верховного бога скандинавов, было два ворона-шпиона, Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели.

В английских сказаниях говорится о Воронах, которые повсюду сопровождали легендарного героя Брана. Голова героя, согласно легенде, похоронена под Уайт-Маунт, одним из храмов друидов на территории нынешнего Лондона. Говорят, что Вороны ревностно охраняют могилу своего друга и покровителя, а когда они улетят, наступит конец света. В 1078 году Вильям Завоеватель построил на месте Уайт-Маунт крепость Белый Тауэр – это самая древняя часть нынешнего Лондонского Тауэра. Огромные черные Вороны живут в крепости и сейчас. Их всего шесть, и по приказу Королевы за ними очень хорошо ухаживают, так как англичане твердо верят, что в день, когда вороны улетят из Тауэра, падет монархия. В Тауэре есть сотрудники, специально нанятые для ухода за воронами. Они не только кормят птиц и следят за их здоровьем, но также ведут дневник, в котором отчитываются о мелких происшествиях из жизни птиц, особенностях их характера и повадках. Впрочем, пока что тауэрские Вороны вроде бы всем довольны и улетать явно не собираются – да и, вполне возможно, просто не могут из-за своих размеров. Легендарные птицы вальяжно разгуливают по мощеным дорожкам и принимают угощения от туристов. В наши дни Ворон считается одной из самых умных птиц. Возможности его интеллекта поражают исследователей. Известно так же, что Ворон умеет подражать человеческой речи и делает это иногда весьма осмысленно и даже с юмором.

Ворон олицетворяет собой посредничество между Небом и Землей.

Ворон символизирует серьезность, непреклонность и аскезу. Нам дано осознанно со всей серьезностью пройти все испытания, что уготованы в жизни. Обстоятельства нельзя назвать простыми или особо благоприятными. Но именно трудности окажут на нас стимулирующее действие. Мы сможем увидеть то, чего не замечали раньше. Определиться с тем, чего именно мы хотели бы получить от жизни в будущем. А мудрый Ворон поможет нам и не удивляйтесь, если вы обнаружите, что ваших желаний стало меньше и они качественно изменились.

Непреклонно следуя путем своего предназначения, отвергая искушения и опираясь на духовное и душевное развитие, мы, изо дня в день, совершая аскезы в сфере духа и тела, определим наши истинные потребности и будем учиться их удовлетворять. Пришло время возможности "выделиться из толпы", состоящей как из людей, так и из наших собственных привычек. Именно сейчас мы можем пересмотреть наши защитные программы и механизмы. Как наши ошибки, так и наши успехи оставили после себя след в нашем подсознании. И нам необходимо провести "ревизию очищения": что-то использовать, что-то отрабатывать, а с чем-то расстаться. Избавиться от скверны, грязи, того, что приносит вред, хотя и маскируется под что-то позитивное.

Я долго не могла увязать символическое качество Ворона "одиночество" с тем, какое отражение оно может приобрести в нашей жизни. Я думаю, это Непривязанность. Глубинное понимание того, что только ты один строишь свою судьбу и отвечаешь за все, что с тобой происходит. Умение не зависеть от оценок, привычек, программ и какого-либо влияния. Умение быть свободным и ответственным одновременно. Умение видеть, что перед Богом ты предстаешь в одиночестве, но это не мешает тебе проявлять любовь и в каждой минуте своей жизни чувствовать радость бытия.