В храме Святого Николая в Миррах Ликийских, ныне город Демре в Турции стоит бронзовая скульптура, памятник Святому Николаю. Скульптура эта чудотворная. Она помогла исцелить многих и многие маленькие дети, у которых не было шансов родиться - где-то весело смеются. 

Памятник  был установлен на центральной площади, турки сделали постамент и установили Святого Николая на Земной шар. Это было в 2000 году, кода мир стоял на пороге Третьей мировой войны. 

Эзотерически, духовно, то, что мусульмане впервые установили памятник христианскому Святому  - остановило главный конфликт, между мусульманским и христианским миром.  

В мире нет христианских стран, где бы установили памятник мусульманскому Святому... 

Турки выделили лучшее место в городе.  

Памятник простоял пять лет и его перенесли в храм... 

Возможно, сам Николай Чудотворец выбрал это новое место, чтобы к скульптуре можно было прикоснуться.

ПАМЯТНИК СВЯТОМУ НИКОЛАЮ В ТУРЦИИ, ДЕМРЕ (КАЛЕ) 

Скульптор Григорий Потоцкий 

Дар от России - Турции

"Никола Угодник это образ русского народа. Ментальность русского народа как бы олицетворялась Николаем Чудотворцем, его бесконечным всепрощением, терпимостью, добротой, любовью к униженным и оскорбленным, служением им и молитвой за них. Этот Святой, живший в 4 веке нашей эры, стал защитником всех гонимых, всех, кто тяжелым трудом зарабатывал себе на хлеб, но находился за социальной чертой, будь это преступники, девицы легкого поведения или просто опустившиеся люди… И для всех них он находил слово, слово Пастыря.

В сентябре скульптор начал работу - как всегда сразу в размере. Композиция была отточенной и ясной как на русских иконах  - в одной руке библия, другой рукой он благословляет. Одет в строгую торжественную одежду епископа, по всей поверхности которой  четкие изображения крестов. Именно это облачение ему подарила Богоматерь, согласно преданию. Особенно тщательно художником исполнен портрет. И хотя источником служили иконы, такое ощущение, что работу лепили с натуры, настолько она достоверна, эмоциональна, отличается глубоким психологизмом образа. Вообще то в начале, в левой руке Никола держал икону «Умиление Богоматери». Это было любимейшее произведение художника. Эту любовь он пронес через всю жизнь. Удивительная связь матери и ребенка, вот эта длиннота любви в композиционном решении, маленькая головка Христа, прижатая к Богоматери, была для художника как застывшая музыка любви. Именно эту икону он вложил в руку Николая Чудотворца.

Однажды,  ранним утром к нему постучали… Открыв дверь, он увидел митрополита Питирима. Старец пришел сам, без сопровождения. Он пришел благословить. Он долго рассматривал скульптуру и заметил только одно: «И все-таки у Николая Чудотворца в руках должна быть Библия». И художник тогда нашел компромиссное решение. Да, это была Библия, но на обложке  - икона «Умиление».

Вокруг Николая разгорелись страсти. К скульптору пришли из органов, начальство, из Департамента образования  и долго ему угрожали, что машина не доедет, что обязательно ее угонят, памятник в аэропорту арестуют, заставят платить немыслимую пошлину. Допрос и угрозы длились более двух часов. Художник от всего отказывался: не собирается нигде ее устанавливать, сделал для себя, в помощи не нуждается и т.д….

На следующее утро, тайно, договорившись с рабочим со стройки и машиной, он выехал в аэропорт. По дороге машина действительно сломалась, но водитель ее починил. Когда они прибыли в аэропорт и художник пошел оформлять документы, машину угнали… Это было время, когда милиция проверяла каждую «Газель», на предмет взрывчатки. Водитель оказался сметливым, и когда угонщик вышел, он вернулся в аэропорт. И только, когда ящик со скульптурой оказался на таможенном складе, художник успокоился… Он почувствовал, что позади него стоит Святой. Ящик не входил в дверь самолета, рабочие отпилили ручки… Все службы аэропорта стремились помочь художнику. И командиром экипажа оказался Николай… 

По прибытии в Анталию произошла заминка. Художника встречал мэр города Демре Аднан Генч. Это был невысокого роста, коренастый мужчина, с волевым выражением лица, очень похожий на Сталина, мусульманин. И вообще, в городе, в котором предстояло вознестись Николаю Чудотворцу, уже давно не было христиан.

Турки не знали, как растаможить работу.  На третий день они догадались, что работу автор может просто подарить Фонду Санта-Клауса, который,  в свою очередь,  и установит монумент.

Как-то в беседе художник объяснял туркам свое видение Николая Чудотворца – епископ стоит на земном шаре и благословляет весь мир, обращаясь к человечеству со словом Пастыря.   Турки – люди очень наивные и прямолинейные. На каком-то заводе они заказали огромный глобус с механизмом вращения.

Каково же было удивление скульптора, когда он увидел огромный постамент с земным шаром, на котором возвышался Николай Чудотворец. И скульптура медленно вращалась, как будто действительно Пастырь благословлял весь мир. У художника возникло  ощущение, что рука Провидения сама направляет ход событий. Художественное решение оказалось очень интересным, значимым  и великолепно вписывалось в ландшафт города.

Шестого декабря 2000 года состоялось торжественное открытие. Оно длилось целую неделю, это был фестиваль, куда съехалось более двух тысяч детей со всех стран мира. На открытии присутствовали губернатор провинции, мэр города, члены турецкого парламента, представители власти города Москвы, священнослужители Константинопольской, Русской и Греческой Патриархии. Состоялся грандиозный концерт, были танцы народов мира в исполнении детских коллективов, а потом было маскарадное шествие. Празднества завершились в новогоднюю ночь. Стояла турецкая зима, но это было самое настоящее лето для России.

Каждый день художник ходил на берег моря, любовался галькой пляжа и набегающими волнами.
Волны, омывая камни, рождали совершенно новый мир, как бы вскрывая всю тайную жизнь и подлинную красоту этих отшлифованных морем камней. Казалось, в каждом из них застыла душа. Иногда на горизонте показывался корабль, и вспоминалась далекая Россия.  

 

Скульптор Григорий Потоцкий

Когда-то эти турецкие владения были Византией. И жил народ, несший духовную культуру иконописи, крестоподобных храмов. Народ, породивший православную культуру и православную ментальность. А теперь здесь живут другие люди среди обломков древних монастырей, античных и христианских. Практически за эти тысячелетия они ничего не построили иного – разве что, переоборудовали некоторые хра мы в мечети. Как,  например, Айя - Софию.

А та аура, та атмосфера, что несли первые христианские подвижники, переместилась на север, в Россию. И тысячи храмов, разрушенные по всей Византийской империи, восстали, возродились на российских просторах, образовав новую нацию – Россию. И ее Святым, и ее Богом стал Николай Чудотворец, некогда живший в Миррах  Ликийских. Его дух через века распростерся над Россией.

И теперь он вновь стоит у своего храма. Десятки войн вела Россия за возврат к своим Святыням. Под ее ударами распалась Турецкая империя. Последний раз это было в 1877 году. Мы, русские, так и не смогли дойти до Царьграда. И казалось, никогда никто не прочтет здесь христианскую молитву.   И не вознесет Слово Божье в стенах древнего храма.

Но случилось Чудо, и художнику выпала честь не только создать, но и вознести монумент Николая Чудотворца над древней Ликией. Он знал, что непростой будет судьба памятника. И хотя потекут к нему тысячи паломников, и будет занесен во все туристические проспекты, он,  несомненно,  вызовет напряжение в исламском обществе и будет служить не раз предметом дискуссий, а то и вандализма. Ибо собой он олицетворяет не просто художественное произведение, а,  прежде всего, животворную суть христианской веры.

Спустя пять лет монумент перенесли с постамента в храм… А на пьедестал возвели пластикового Санта Клауса. За пять лет – пять миллионов паломников, это слишком, даже для терпеливых турок. Десятки газет России, Европы и Америки заговорили об акте вандализма. Дискуссия о веротерпимости приобрела международный характер. И хотя памятник так и не вернули, но к нему по прежнему едут со всей России. Какая разница – на постаменте, или у входа в храм стоит Николай Чудотворец? Он и в бронзе – живое воплощение христианской веры." 

Ольга Барэ

писатель, искусствовед