Ученик пришёл к дзэнскому мастеру и сказал:
— В каком состоянии ума я должен искать истину?
Мастер сказал:
— Ума нет, поэтому не может быть и никакого состояния ума.
Никакого ума нет; о каком состоянии ты спрашиваешь?
Это трудно понять. Люди приходят ко мне и говорят:
— Мы хотим достичь молчаливого состояния ума.
Они думают, что ум может быть молчаливым; ум никогда не может быть молчаливым. Ум означает сутолоку, болезнь, нездоровье; ум означает напряжение, состояние внутренней боли. Ум не может быть молчаливым; когда есть молчание, ума нет. Когда приходит молчание, ум исчезает; когда есть ум, молчания больше нет. Поэтому никакого молчаливого ума быть не может, точно так же как не может быть ничего подобного здоровой болезни. Возможно ли иметь здоровую болезнь? Когда есть здоровье, болезнь исчезает. Молчание — это внутреннее здоровье; ум — это внутренняя болезнь, внутреннее беспокойство.
Таким образом, никакого молчаливого ума быть не может, а этот ученик спрашивает:
— Какого рода, какого вида, какого состояния ума я должен достичь?
Мастер отвечает выстрелом прямой наводкой:
— Никакого ума нет, поэтому ты не можешь достичь никакого состояния ума.
Пожалуйста, отбрось эту иллюзию; не пытайся достичь никакого состояния этой иллюзии. Это всё равно, что собираться в путешествие по радуге и спрашивать меня: «Какими шагами нам путешествовать по радуге?» Я говорю: «Никакой радуги нет. Радуга — это только кажущаяся видимость, никаких шагов предпринимать не надо». Радуга просто исчезает; её нет. Это не реальность, это ложное истолкование реальности.
Ум — не ваша реальность; это её ложное истолкование. Вы — не ум, никогда не были умом, никогда не можете быть умом. Это ваша проблема — вы отождествились с чем-то, чего нет. Вы подобны нищему, который верит, что владеет королевством. Он так беспокоится об этом королевстве — как им управлять, как им править, как предотвратить анархию. Никакого королевства нет, но он обеспокоен.